Сегодня принял участие в круглом столе «Совершенствование правового регулирования деятельности ТСЖ», который прошел в Государственной Думе.
Отметили проблемы, вытекающие из принципа добровольности членства в ТСЖ. Российское законодательство напрямую не связывает вопрос участия в ТСЖ с приобретением жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
В доме, находящемся под управлением ТСЖ, существует два параллельных органа управления: общее собрание и правление ТСЖ, возникает неравномерное распределение бремени содержания общего имущества между членами ТСЖ и лицами, не вступившими в товарищество. Добровольность членства в ТСЖ также порождает неустойчивость товарищества в связи с обязательностью его ликвидации при уменьшении числа членов товарищества до 50%. Еще одной проблемой является ограничение права на управление в многоквартирном доме несовершеннолетних собственников.
Проблемой является неопределенность статуса ТСЖ. С одной стороны, ТСЖ может выступать заказчиком услуг управления у профессиональной управляющей организации, а с другой – осуществлять функции самоуправления. При этом при схеме самоуправления ТСЖ заключает договоры с поставщиками коммунальных ресурсов и подрядчиками жилищных работ без финансовых гарантий, что является проблемой финансовой ответственности правления ТСЖ перед поставщиками коммунальных ресурсов и подрядчиками жилищных работ.
Еще одной проблемой, требующей решения, является непоследовательное закрепление в жилищном законодательстве структуры органов управления ТСЖ. В настоящее время в ТСЖ, прямо обозначенных в ст. 144 ЖК, отсутствует единоличный исполнительный орган.
Также требует серьезного обсуждения регулирование отношений с поставщиками коммунальных ресурсов.
Сокращение количества ТСЖ означает, что становится все меньше собственников, готовых объединяться для решения задач коллективного заказчика на управление МКД или осуществление функций самоуправления МКД.
По мнению участников Круглого стола, ТСЖ по-прежнему может быть эффективным инструментом объединения собственников для выполнения функций коллективного заказчика управления МКД. Однако для его развития требуется настройка действующего законодательства и совершенствование правоприменительной практики.
В связи с этим участники Круглого стола рекомендуют:
1. Закрепить в законодательстве правило о том, что каждый собственник помещения в МКД автоматически становится членом ТСЖ. Данное решение не противоречит ст. 30 Конституции РФ, поскольку собственник самостоятельно принимает решение о приобретении помещения, осознавая последствие в виде необходимости участия в сообществе. При этом, обеспечивается равный юр статус участников гражданско-правового сообщества и единый вид отношений между Товариществом и его членами.
2. Уточнить в ЖК РФ структуру органов управления ТСЖ, определив единоличный исполнительный орган управления Товариществом и его компетенцию.
3. Закрепить субсидиарную ответственность членов ТСЖ по обязательствам Товарищества в пределах образованной по их вине задолженности. Так обеспечивается принцип индивидуальной ответственности должников в МКД.
4. Внести изменения в статью 65 ГК РФ, включив ТСЖ в перечень юр лиц, не подлежащих банкротству.
5. Создать рабочую группу по подготовке предложений по изменению главы 14 ЖК РФ «Правовое положение членов ТСЖ» в целях рассмотрения вопросов, связанных с членством в ТСЖ, моделью управления МКД, компетенцией органов управления и финансовой ответственностью.
6. Министерству строительства и ЖКХ РФ взять на контроль исполнение ресурсоснабжающими организациями норм ЖК РФ о расторжении договоров с ТСЖ и переходе на прямые договоры с собственниками помещений при наличии задолженности, равной или превышающей две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору.
21 ноя, 2023
81